?

Log in

No account? Create an account
Профессор Федоров
Природа духовных коммуникаций: гипотеза "психоворота" 
24th-Oct-2008 02:35 pm
1.1. Исходная гипотеза природы духовных коммуникаций

"...То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того,
что есть у человека".

А. Шопенгауэр

По представлениям автора, собственно коммуникация имеет целый ряд качественных особенностей. Назовем лишь наиболее яркие из них.
1. Коммуникация действительно возникает как бы "из" общения, но возникает как формирующееся отрицание обычных эгоистических мотивов и алгоритмов общения и простого информационного обмена, демонстрируя все большую роль ролевых, в духе известных формул К. Левина, эффектов поведения.

2. Стартовые мотивы вступления именно в коммуникацию чаще скрыты, вплетены в обычные системы потребностей общаться. Вполне возможно, что это мотивы сохранения (или формирования) своеобразной личностной гомеостазы, умение сохранять основу своей личности ("самость" как архетипическую основу психики (К. Юнг) или потребность в самореализации (А. Маслоу)) в сложных ситуациях, или в череде сравнительно простых, но "растворяющих" личность, провоцирующих ориентацию только на групповое стигмирование.

В этом смысле, даже старт процессов движения к коммуникации парадоксален - если обычное общение выражает принципиальную неравновесность индивидуального разума, его стремление найти поддержку извне ("модель велосипеда", где равновесие обретается только в движении), то коммуникацию правильнее, видимо, представить как некий движущийся личностный инвариант диадного, чаще всего, общения.

3. Существуют некие, не слишком многочисленные, законы трансформации обычных ситуаций социального взаимодействия в коммуникативные, - например, неизбежность стихийной или осознанной триггер-калибровки партнеров, кризисного состояния "аптайма" как своеобразной цены и этапа перехода к коммуникации и т.д. 

4. Вырастая из обычного, опосредованного веберовским "духом частной собственности" общения, коммуникация бурно меняет и качество общения, и восприятие участниками среды ее протекания. Резко меняются, например, чувствования пространства-времени, трансформируется музыкальное и цветовое восприятие и т.д. Иными словами, она показывает своеобразный "захватывающий эффект", свойство захватывать все больший диапазон внимания участников. Уже поэтому коммуникация принципиально симметрична , подразумевает лишь слабое ситуативное лидерство, чужда тому, что в нынешнем обыденном сознании называется "энергетическим вампиризмом" или "стихийной суггестией".

5. Проведенные опросы показывают, что большинство респондентов положительно оценивают опыт коммуникативных актов, но, как ни парадоксально, не слишком стремятся к их повтору. Видимо, уже в самой структуре акта коммуникации сожержится какая-то социальная матрица, обрывающая его развертывание, охраняющая шанс вернуться в поле социального поведения, что и объясняет кратковременность и редкость описываемого феномена.

...коммуникация подразумевает фазу эмпатии, хотя и не сводится к ней; что вполне представимо социлогическое описание ситуаций, провоцирующих вступление в коммуникацию; при этом сложность и хрупкость коммуникативного общения практически запрещает массовость такого общения и т.д.


This page was loaded Nov 21st 2018, 1:40 pm GMT.