?

Log in

No account? Create an account
Профессор Федоров
Профессор Фёдоров 
4th-May-2015 10:06 pm
Оригинал взят у chikunya в Профессор Фёдоров


9 марта 2015 года от профессора Федорова пришла смска:
«Господь спросил – что ты не весел? Какими бедами гоним?
Сказал бедняга – Я профессор! И Бог заплакал вместе с ним».
28 апреля эта смска вдруг оказалась последней.
Сам ли он ее выдумал, не знаем, но она какая-то уж очень федоровская. Возможно, бедняга ответил даже конкретнее – «Я профессор Федоров», просто тогда бы вышло нескладно.

В детстве профессор Ф. мучительно заикался. А когда его дразнили злые дети, он бросался на них как бык, гордый и отчаянный. И навсегда, когда ему что-то не нравилось, и он сидел, сопя и глядя в окно исподлобья, набычившийся и упрямый как черт знает что такое, - этот факт федоровской биографии проступал из небытия и опасно повисал в воздухе.

Детство научило его драться и сделало не таким, как все. Поэтому, когда он подрос, то отправился поступать в МГУ на философский. Но его завернули – сказали, заик не берем. Профессор отслужил 3 года на флоте, а потом еще год отдал драке со своим злым дефектом речи – выучивал огромные цитаты из умных книг и громко декламировал их сам себе вслух, запинаясь, записывая себя на магнитофон и повторяя по сто раз одно и то же, оттачивая речь как боевое копье. Даже на двери его туалета висели длинные цитаты из Гегеля, напоминая, что жизнь – борьба, а время – уходит, времени почти уже нет, а он еще не заговорил как Цицерон. Это сражение он выиграл: заикание, хотя и бесследно не прошло, сделалось маленьким и ручным – так, больше для шарма. Во всяком случае, в МГУ он поступил. Почему он тогда так отчаянно бился? Есть мнение, что они задели его за живое. А задевать профессора Ф. за живое – означало разбудить в нем того самого детского быка.

Как-то его позвали в русскую баню. Профессор разделся, попарился, затем полностью оделся (брюки, носки, ремень и т.д.) и в таком виде вышел из парилки к людям в простынях, пьющим пиво. На вопрос, почему он не в простыне, профессор отвечал: «Но здесь же женщины». 
Таких больше нет.
Выйдя из простой семьи военных, он сделал себя таким сам, сам воспитал в себе философа, энциклопедиста, стоика, ученого, учителя, эпическую личность, и далось ему всё это с огромным трудом.
Он не должен был стать таким, но стал. Он сделался огромным – во всех своих проявлениях, поступках, размахе души. Он работал, учился, совершенствовался всю свою жизнь. Он любил жизнь, но ему не хотелось стареть, может, поэтому Бог забрал его в 61 год.

Любой его шаг был продиктован железными принципами и фундаментальным последовательным мировоззрением. Он не уважал начитанных, но не последовательных, которые, набравшись отовсюду понемножку, «виляют мохнатым задом», по его выражению.
Он мог работать не покладая рук, но увидев что-то неправильное, плюнуть и уйти, не забрав заработанные деньги.
Бывали времена, когда профессора заносило на вершины, и у него появлялись и деньги, и власть. В такие моменты он мог бы обогатиться и сделать себе карьеру, но тогда это был бы уже не профессор Ф. Он никогда не позволял себе личного обогащения, никогда не жался и тратил всё, что имел, на помощь нуждающимся. Он умел жалеть, дружить и быть милосердным, и всегда был готов отдать последнее.

Так и подмывает написать, что профессор был учителем, ученым, философом и человеком с большой буквы. Но нет:  профессор говорил, что с большой буквы следует писать два слова – «Бог» и «Родина».
Любовь к Родине вдохновляла его на страстные монологи, которые он произносил ранним утром 9 мая под водочку и пение птиц. Он пил за каждое крупное сражение, невзирая на то, что весь день еще впереди, для него не было ничего, кроме этого самого мгновения – когда ты пьешь водку со слезами на глазах - за весь советский народ, победивший в страшной войне. Все остальное – чушь, и только в этом мгновении правда. Это, наверное, звучит как нафталиновый пафос, может, оно так и выглядело, но это было его, федоровским, острым чувством Родины. Он сам и есть наша Родина, та, без которой мы не можем жить. И если бы у руля стояли такие люди, как профессор Ф., Родина была бы счастлива.

Еще профессор Федоров любил науку, Сократа, фильм «Нежный возраст», непростые беседы с людьми и правду.
Как Сократ, он не был кабинетным ученым, ему были интересны люди. Он редко отказывал им в консультациях и ничего не требовал взамен. Бывало, что он сам выбирал человека, вёл до конца и никогда не бросал. С профессором было трудно и интересно. Платой за общение с ним была только правда.

Именно она служила ему главным оружием в борьбе с мещанством, с коим и бился всю свою жизнь – за лучшее, что есть в человеке.
Сражался профессор вдохновенно, зажав «правду как пират кривой нож в зубах», по его выражению. Он устраивал в собеседнике мятеж и сумятицу, ловя на лжи, выбивая его из комфортной зоны, выбрасывая голышом в космос, заставляя встревожиться, забеспокоиться, взволноваться, испытать страдание и устремиться к высокой духовности – через философию либо через несчастную любовь.
Он считал, что настоящая любовь для человека неподъемна. Но без нее невозможно сделаться человеком.
Главное же, что делает человека человеком, а не «бледным варёным тунцом», как он выражался – это стремление к высокой духовности, каждодневное, нерациональное и неудобное.
Поэтому своей задачей он считал дать человеку пинка, чтобы тот, одинокий и растерянный, в домашних своих подштанниках, оказался на страшном пути, уже не поддающемся гламурной кастрации, но ведущем к высокой духовности.
Ибо настоящему философу нужно не описать мир, а изменить его к лучшему.
И под эту странную работу у профессора Ф. были заточены ум и сердце, для этого он был чуток, человечен, красноречив, обаятелен и огромен.
О нем много говорили, люди тянулись к нему толпами, но очень немногие оставались рядом надолго, ибо он требовал открыть глаза и столкнуться с правдой о себе. Правда ужасала людей, и они уходили от нее, а вместе с ней и от самого профессора. Он понимал. Он говорил, что жить с правдой очень тяжело. И не мог по-другому.
Он твердил, что надо быть последовательным и правдивым, потому что, сделав однажды неправильный выбор, скривив душой, подчинившись, попадёшь на кривые глухие дорожки, ведущие в никуда.
Сказали мне, что эта дорога
Меня приведет к океану смерти,
и я на полпути повернул обратно...
С тех пор всё тянутся передо мною
Кривые, глухие окольные тропы..
Стругацкие.


Таких огромных больше нет. Последний мамонт покинул эту землю.
Если бы не он, мы были бы проще и хуже. Он заставлял наши души трудиться.
Упокой, Господи, его мятежную душу.

О.Чикина
В.Бочков

Фёдоров Игорь Алексеевич

Профессор, доктор социологических наук.

ОБРАЗОВАНИЕ

Отделение научного коммунизма философского факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова – 1980.

ДИССЕРТАЦИЯ

Кандидатская диссертация:
"Гуманизм и противоречия развитого социалистического общества" - 1983.
Докторская диссертация:
"Имидж как программирование поведения людей" - 1998.

МЕСТО РАБОТЫ И ДОЛЖНОСТЬ

Институт гуманитарного и социального образования, профессор кафедры теоретической и прикладной социологии.

СПИСОК ЗНАЧИМЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Фёдоров И.А. Имидж как программирование поведения людей/ И.А.Фёдоров.-Рязань,1997.-225с.
Фёдоров И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. СПб.: Наука,2007.-312 с.
Фёдоров И.А., Гузенина С.В. Богема: эстетика ухода: монография/ И.А.Фёдоров, С.В.Гузенина; Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2009. 203с.
Статья ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В БОГЕМЕ
Фёдоров И.А., Краснова Л.В. Феномен социальной кластеризации: монография /И.А.Фёдоров, Л.В.Краснова; Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010.195 с.
Гузенина С.В., Фёдоров И.А. Социальное поведение и этногенез: монография / С.В. Гузенина, И.А.Фёдоров; Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. 135 с.

СПИСОК ЗНАЧИМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

Фёдоров И.А. Мировой революционный процесс: учебно-методическое пособие. Рязань. 1984.
Фёдоров И.А. Современная философия: учебно-методическое пособие. Рязань. 1985.
Фёдоров И.А. Основы общей социологии. Учебно-методическое пособие. Тамбов, 2005.
Фёдоров И.А. Глава: Социология // Обществознание. Учебно-методическое пособие. Тамбов. 2008.
Фёдоров И.А. Главы: 3,4,5 // История социологии: учеб.-метод. пособие /под ред.: И.А.Фёдорова, Л.В.Красновой, С.В.Гузениной; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009.444с.
Comments 
9th-Oct-2015 02:44 pm (UTC)
Помним. Поминаем.
This page was loaded Nov 21st 2018, 1:41 pm GMT.