?

Log in

No account? Create an account
Профессор Федоров
 
Функция отражения несправедливости мира для людей тонко чувствующих, но ленивых и боящихся понимать.
Мы живем в мире, где символы более реальны, чем вещи. Нельзя описывать этот мир через отношения между людьми и отношения людей через некоторые вещи – нельзя, поскольку шоу-индустрия становится базовой в общении.
Между людьми становится уже не просто отчуждение, а такое чувствование мира, где действуют отношения как в шоу-бизнесе. Есть реклама, есть менеджмент отношений… В общем, короче говоря, в мире, где все шизеют, абсолютно все… шизофрения становится частью разума, это характеристика планеты. К этому надо приспосабливаться.
И все люди в этом смысле сейчас делятся уже не просто на типы личности, пассионарии, стоики и прочее, это есть еще, да. Но возникает деление просто на три большие группы – по способам приспособления к шизофренизации мира.
И первый тип – подчинение. То есть, ты становишься агентом шоу.
Второй и очень редкий тип – борьба. Упертость в попытке избавиться от этого, уйти в пустыню, выкинуть телевизор, заняться творчеством, непрерывно трахаться, то есть, отстоять «я».
И, наконец, третий – это как раз идиотский путь, это путь ускользания.
Змейкой между шестеренками. Формально я с вами, партбилет в кармане. А в сути – хер вы меня поймаете – в армии, служебных отношениях – я ускользну.
Это умение ускользать и видеть щель – это и есть главный козырь теперешнего идиота. Остальное – оценочные суждения, хороши ли они, что с ними будет дальше…
Главное в идиоте, как тебе сказать… нести на себе лейбл, некоторое информационное светящееся пятно – я в принципе свой, я здесь живу, я свой, но в принципе все равно все время держать курс на пространство между жерновами.
И в этом смысле остаться собой – это заплатить некую дань социуму и так жить.
Но, во-первых, нельзя долго так жить. Шанс на ошибку растет годами, нельзя, ты попадешь… Во-вторых, само ускользание – уродует психику. Уродует психику идиота в том смысле, что у них вырабатывается аллергия – нежелание учиться фундаментально понимать жизнь. Их дело понять – и ускользнуть.
Для идиота запретен путь просчитать движение маховиков, выяснить, сколько нужно, чтобы выждать и хватит ли у тебя времени и сил... Возникает идеология уйти, ускользнуть. Отсюда «груши», отсюда богемные попойки, отсюда куртуазный маньеризм и некоторые интонации Гриши Данского… вроде бы я и не всерьез, и всерьез… Я вроде бы и стебусь над тем, что говорю, я вроде бы так и думаю… И хочется сказать: ну, не 17 лет, что ты хочешь сказать? Что правильно? Что нет? Сколько можно крутиться?
15th-Sep-2005 09:28 am - Виды идиотизма
Иными словами, нужно выделить практически три вида идиотизма уже в оформившемся социуме.
Во-первых, это точечный, скользящий идиотизм – там, где выгодно. Выгодно примкнуть не размышляя и внутренне даже убеждая себя в каком-то бреде на некоторое время. В общем, проще продавать свою душу искренне. Тогда это не воспринимается особо как предательство. Итак, во-первых скользящий идиотизм.
Во-вторых, виртуальный идиотизм. Идиотизм, данный в том, что есть ниша для идиотизма в государственности, которая нуждается в идиотизме как взрослый нуждается в детских воспоминаниях. Очень любят слушать идиотов в верхних эшелонах власти. Всегда есть некие блаженные, которые развлекают по банькам, по саунам и прочее. Им даже платят иногда.
И наконец, в-третьих – базовый хранитель группового опыта идиотизма – это собственно идиот. В тепличности такой. Их немного, этих идиотов, но они есть. И, видимо, усилиями самих идиотов создан некий романтический образ – совокупный Мышкин.
Попытка романтизировать то, что у нас есть – что есть, то и благородно. Голубой глаз, как называют это, некий такой блаженный наивняк.
В большинстве случаев, когда начинаешь разбираться со всем этим, очень много имитаций вот этой тепличности.
С одной стороны, вот является идиотом Сократ? Небритый… пока ты идешь таким франтом… не от мира сего, все афиняне знают, что Сократа нельзя тревожить, когда он встал… он думает. Он идиот? Да какой он идиот? Это мощнейший мыслитель, который понял гораздо больше, чем так называемые практики.
Является ли идиотом некий тип… таракуцка такая, провинциальная, наивная, с кукольными кудряшками, голубыми глазками девушка. Некая Ирина Муравьева или как ее там зовут… В фильме «Карнавал». Грета Гарбо… Да нет… Начинаешь разбираться, это просто имидж такой, это хищная мощная женщина, которая знает, чего она хочет и избрала такое… Нет.
Поэтому один из вопросов, – фундаментальный критерий, отделяющий идиота от не идиота, от имитации. Сейчас очень много похожих морфем.
15th-Sep-2005 09:26 am - Истоки идиотизма
Идиотизм проявляется в ментальности. Он дан в некоторых архетипах, но возник вместе с разумом.
Первый исток идиотизма – это тяга к анимизму. То есть, попытки одновременно объяснять мир через домового как сущность дома, скажем, или водяного как сущность озера. Не абстрактное представление, как гегелевское или платоновское, а конкретное. Это идиотизм. По крайней мере, на мой взгляд, это явная предпосылка идиотизма – объяснять таким образом, чтобы приносить жертву и считать, что ты разобрался в чем-то.
Нестерпимо любому человеку постоянно говорить: я этого не понимаю, этого не понимаю. И вот псевдообъяснение. Сама тяга к экономии объяснения через одушевление непонятного чего-то – это первый исток.
Второй исток – еще, на мой взгляд, более странный. Идиотизм – он еще и архаичен в том смысле, что, видимо, был период, у Хайдеггера эта мысль была, когда разум уже был, а членораздельной речи еще не было. Когда был некий переход от языка к членораздельной речи. Не было глаголов, прилагательных, но были такие символы, знаки, похрюкивания, которые позволяли первобытным людям быстро обменяться в зависимости от ситуации.
Вот это умение не задумываясь передавать себя быстро и более-менее точно – умение распознавать символьные навыки, физиогномика какая-то – оно имеет, на мой взгляд, отношение к идиотизму. И вот ты одновременно являешься разумным существом и одновременно практически нечленораздельным.
Наконец, в третьих, отметим вот что. Нельзя понять какое-то явление, не анализируя тени, какого-то отрицания. Если ты рисуешь любое явление, скажем, брак, государство или любовь – треугольничек, то сразу, не задумываясь, рисуй треугольничек вершиной вниз. Можешь быть уверен, что это есть. Пока ты не разобрался в тени, у тебя и описания того, что ты видишь, не будет.
Матрица– я не буду об этом говорить, я это чувствую, но думать и понимать этого я не желаю – я повинуюсь правилам игры. Бороться с правилами игры я не желаю. Вот идиотизм – это матрица для некоторого типа людей. Я правила игры соблюдаю более-менее – условно говоря, за винтовку не берусь, но в кармане всегда держу фигу одновременно. Я и там, и там, я виртуальный гражданин, который более-менее равномерно размазан по сцене социальных отношений.
Идиотизм оформился как ряд периферийных идеологем. То есть, если я не там и не там, то проще всего примкнуть к какому-то типу идеологем. Ну, например, я с удивлением узнал, что мощные, уважаемые мной люди, писатель Алексей Толстой, Юрий Олеша без звука и добровольно расписывались в только что появившейся идеологеме, да и не идеологеме, сообщении газеты «Правда» «арестован Николай Иванович Бухарин». Еще ни в чем не обвиняют – они сразу подписывают сообщение о фашистском отребье, что ли… Это умнейшие люди. Почему? Работает их тяга к идиотизму. То есть, идиотом можно быть на некоторое время.
Первый и наиболее очевидный жизненный сценарий – это экономия сил. Идиот ленив. У него выходило входить в компанию за счет неожиданной шутки, за счет игры в абсолютную Золушку. Кроме того, этим мальчикам и девочкам нравилось ощущать и заставлять других вокруг себя ощущать, что они несут некую мировую правду. Мы обидели Танечку – «фу, какие вы плохие, у вас черные души»… Все стоят и задумались… и потом другому рассказывают. И Танечка известна, и этот навык закрепляется. Таким образом, в первой социализации идиотизм основан на холодном расчете.
Меня никогда не впечатляла сама идея князя Мышкина. Битый жизнью мужик, который чего-то понял, отчаялся, стальные глаза и неуравновешенная психика. При этом греха он набрался до фига, а вот вставание в позицию «ах, я не с вами», «ах, вы Христа бы распяли, если бы он пришел второй раз»… Так и хочется спросить: к чему все эти прыжки? Ты сам-то шел через что, какие уроки ты вынес, кроме абсолютного отторжения от мира? Я не про тебя говорю, а про Мышкина.
И рано или поздно идиотизм доходит до своей точки, на которой начинается выбор. Ты действительно станешь высоким идиотом, ты будешь имитировать или перестанешь?
Эта точка – отношение к мнимодушевности. Когда ты осознал, что многие вещи мнимодушевны. Мне, например, почему-то кажется, что… как тебе сказать, есть у меня некоторые выступления, которые холодно взвешены… аудитории понравится вот это, я бы хотел создать образ странного профессора несколько не от мира сего… У тебя это «Матютя», мне кажется. Животное, зараза, ритмика, описание, сырая земля… Работает? Рабоотает, чего ж не работать…
Вот когда такие вещи начинаешь осознавать, то следующий шаг – естественный выбор. Это надо ставить в центр? С этим надо бороться? Или это возможное отдохновение?
Первый мотив – «я хочу понимать» - такой же, как у рефлексика. Но с другой стороны – я ни в коем случае не хочу понимать. В результате собственно познавательный порыв идиота – это достаточно важное описание – оно похоже на взметнувшуюся вверх, к верху оконной рамы кошку с алмазными когтями. Она царапнула – и съезжает… Туда, куда лучшие интеллектуалы, философы идут годами и тысячелетиями, пробуя фундаментально делать выводы, доказывать… Идешь вот так – смотришь – сидит котяра с алмазными когтями. Откуда взялся? Ты ж Гегеля не читал? Ну, не читал… Какое-то удивительно изящное и мощное понимание и – соскальзывание… А это вторая сторона противоречия – «я не хочу понимать долга». Я не хочу доводить понимание до мировоззрения. Они схватили что-то – и съехали. Иногда кажется, что им нравится сама процедура, скрип алмаза о стекло, съезжание. Второй мотив как противоречие базового комплекса: "я хочу быть с людьми» и «я не хочу быть с людьми» - одновременно и равномощно. Я бы дорого дал, чтобы нашелся идиот, который честно описал, что он думает, когда он один… Можно ли быть идиотом не напоказ? Не на публике? Вариантов не знаю. Допускаю, что может быть, и можно, но ни разу не видел, не слышал. Идиотизм – это какая-то форма презентации. Достоевский, когда Мышкина описывал, не описал Мышкина в ванной… Он идиот в ванной? Что он, мочалкой мимо подмышки промахивается? Нееет, вряд ли… А с другой стороны – «я не хочу быть в социуме». В этом смысле идиотизм возникает не как желание достичь успеха в социуме, он возникает из нежелания быть в этом социуме. Поэтому в идиотизме есть оттенок неудачника, неудачника принципиального, который нигде не цепляется. Идиот может прошуметь с одним концертом, но невозможно, чтобы идиотизм был постоянной гарантией успеха. Идиот – он как бы пульсирует. Его мышление – это «я» - «не я», «я» - «не я»… В этом смысле идиотизм – это своеобразная маска. Неглупая маска, достаточно благородная. Но, как всякая маска, она либо прирастает к лицу, и тогда сценарий идиота – кривляние… пожилой эстрадник, который пробует изобразить глубокомысленные шутки – не получается… … либо рационализация. Идиот становится рационалистом, начинает стричь купоны с идиотизма. Это второй мотив. Наконец, третий мотив идиотизма. Идиоты, как я замечал, это редко красивые люди. У них, как правило, проблемы в личной жизни. Всегда. Кроме того, идиот настолько живет в картинке, в идеализированном мире, что психолог, как правило, он плохой. Если он плохой психолог, невелики его сисечки (идиотизм больше на любителя), то в нем, как правило, есть раскаленные добела эротические комплексы. Это одна из мин, которая взрывает идиотизм.
Идиотизм не является атрибутом разума. Иными словами, нельзя говорить, что все люди проходят какую-то фазу… либо идиотизм присутствует как мотив… нет…
Идиоты – это еще один тип личности. Столь же аномальный, как сенситивы, но и столь же редкий как сенситивы.
Во-первых, они возникают внутри далеко не всех цивилизаций. Скажем, не знаю ничего про идиотов в Древнем Египте. В Штатах тоже идиотов в том смысле, как я сейчас их понимаю, мало.
Но нельзя еще путать: есть множество путей духовной жизни, похожих формально на идиотизм. Но мы беседуем не о дервишах, не о блаженных в России. Это отдельный разговор об особой форме шизоидности.
Идиот – не обязательно шизоид, просто описывать удобно его как шизоида с легкой руки Достоевского.
Во-вторых, это люди всегда промежуточные. Они и не субпассионарии, и не пассионарии. У них совершенно особый путь, уникальный, у них совершенно особая аргументация в видении мира, и что самое примечательное – в сценарии движения, не скажу – развития.
Идиотизм качается. Например, сенситивность с возрастом падает. Женщина такая… чуткий зверек… она редко бывает такой же до старости. А пассионарность – желание властвовать – развивается. Но оставим это.
Чтобы уйти от социума, есть ли вообще в нем какие-либо стимулы для людей этого типа? Почему они появляются? Да, есть.
Есть маленькая ниша, связана она с тем, что такие люди идеологически не опасны, они создают, если умело ими оперировать, ощущение мудрости некоей такой, и, наконец, идиотизм развлекает. Это хорошее развлечение для остальных.
Но не дай бог эта ниша идиотов в обществах, где они возможны, будет чуть больше. Тогда идиоты беспощадно рубятся, для этого есть психушки в СССР, для этого есть астрохизмы в Древней Греции. Астрохизмы – насмешки, делается поле насмешек вокруг идиота…
Сам термин «идиот» идет от греческого, где примерное значение – это особый такой наивный философ. Диоген в бочке – вот идиот. Причем в Греции всегда был оттенок уважительности, не было оттенка насмешки, превосходства, как сейчас.
Нас, естественно, интересует более, что это такое есть, как, в какую питательную среду он погружен.
Основные чувства, которые провоцирует идиотизм у остальных, за счет чего он питается, – «это неглупо», «за этим, наверное, очень много стоит всяких дел», это выражает какие-то системные связи в мире, человек вроде что-то понял такое крупное… Философы, там, дурачки, экономисты, политологи работали – и ни фига они не стоят, профессора дурные, а идиот что-то вроде понял, из-за чего хочется плакать или смеяться, и все дела…
Конечно, за идиотизм и расплачиваются. Расплачиваются тем, что можно очень хорошо относиться к нему в компании, устроить ему квартирник… Но идиота не возьмут в дело. Идиот ненадежен. Кроме того, с идиотом нельзя строить семейную жизнь.
Поэтому и осторожное блокирование от идиота есть, что еще более его, как правило, распаляет.
Она не должна быть слишком длинной - дабы не утомлять.
-Желательно запустить шифр по рефрену - некую кодовую строку, крючок, который запоминается и ожидается (по цветам-по цветам).
-Очень желательно обнаружить знание этой нашей непростой реальности. То есть в тексте должны присутствовать образы ("за жисть"), обнаруживающие это твое знание (секретик под стеклышком от "Арарата", читал Кортасара в сортире чужом, кассета всегда на одной стороне и т.д.).
-Обязателен комплимент слушателю, тонкости его душевной организации и высшему образованию, вашему общему духовному полю, что ли... (Кортасар, Фейхтвангер, Пушкин, Ван Гог и и.п.).
-Один из двух механизмов:
1. "закрутка" - напряжение приходится на конец мнимодушевной песни.
2. "отходняк" - напряжение в середине, к концу спадает.
-Исполнение желательно с интонацией "ниже пояса": плач, придыхание, нарочитая отстраненность при душераздирающем содержании, интимность и тепло, воспоминание о чем-то эдаком близком-далеком, безвозвратном, дорогом.... Первая рюмка, первая сигарета.... Тыры-пыры...
-Обязателен светлый образ будущего. Что-то такое должно прийти - обязательно! Верь. (Мы уедем с тобой, мой дружок, непонятно куда - и там будет хорошо). Слушатель не любит, когда все плохо кончается и нет надежды.
-очень мнимодушевно получается, если организовывать песню по стихиям. То есть берется ряд образов, которые ассоциируют одну из четырех стихий - и ни в коем случае эти стихии не смешивать в рамках одного творения.
1. воздух - сигарета, дымок, снег, небо, звездолет.
2. земля - смерть, корни, лес, мозоли, дорога, пыль.
3. вода - море, лодка, фонтан, дождь, капли на стекле и т.д. и т.п.
4. огонь - страсть, кровь, электричество, вулкан, костер, солнце, пепел, спички.
14th-Sep-2005 09:46 am - как жить правильно
Пять пунктов.
1. Хочешь ты того или нет, надо осваивать все более сложную деятельность.
2. У тебя есть опыт, ценности, убеждения, догадки. Это надо кому-то передавать. У тебя должны быть как бы ученики. И ты должен знать, что они есть.
3. Надо проводить грань: между теми, кому можно это передать, и теми, кому нельзя - "инвалидами". "Инвалидам" надо врать. А передать им ничего невозможно.
4. Нельзя терять чувства бессмысленности происходящего. Ты играешь.
И из мира ничего не вытекает.
И ты - одинокий человек.
И первые три пункта условны.
И всегда надо помнить о смерти.
И надо не отчаиваться по поводу смерти.
Надо быть мужественным человеком.
5. Надо заботиться о справедливости - если это не противоречит первым четырем пунктам.
This page was loaded Jul 23rd 2019, 3:54 pm GMT.